Содержание статьи
Раньше будущие родители вряд ли так усердно изучали методики раннего развития детей еще до рождения своего первенца. Сейчас же многие заранее озадачиваются этим вопросом еще во время планирования беременности. В обиход вошло словосочетание «осознанное/интенсивное родительство», предполагающее, что взрослые уделяют такому аспекту, как развитие детей, много времени и сил. Поговорим, как развивать ребенка в домашних условиях и не только. Какие методики развития способностей ребенка существуют?
Методика Марии Монтессори
Она известна каждому педагогу. Развитие детей в данном случае направлено на то, чтобы научить их самостоятельно организовывать процесс обучения. Особенности:
- Преподаватель пытается с первого же урока раскрыть потенциал, который обязательно заложен в каждом малыше. Требуется индивидуальный подход, чтобы развить таланты крохи.
- Ребенок находится в центре, а вокруг него уже выстраивается комфортная и благоприятная для усвоения новых знаний среда.
- Развитие детей младшего дошкольного возраста проходит без вмешательства взрослых. Они выступают в роли мудрых наставников, которые помогают, но не давят.
- Существуют классы Монтессори, где можно выбрать направление: методики речевого развития, методики творческого развития… Грубо говоря, каждый класс — отдельная зона в помещении, где расположены многочисленные вспомогательные материалы.
- Развитие детей по этой методике начинается примерно с 3 лет, но первые шаги можно делать и в годик. Дети делятся на старшую и младшую группы.
Вальдорфская методика
Ее последователи стараются учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, именно поэтому они запрещают загружать ребенка лишней информацией до тех пор, пока ему не исполнится семь лет. Особенности:
- Детям разрешается делать почти все: малыши часто играют, двигаются, общаются.
- Лишь в районе 2-3 класса малышей начинают учить чтению книг, полагая, что развитие детей осуществляется одновременно с развитием эмоционального интеллекта.
- Методика математического интеллекта не так сильно развита, упор идет именно на художественное восприятие: лишь с 14 лет учителя начинают давать задания на логику.
- Не ставят оценок, не проводят соревнования — обеспечивают психологический комфорт ребенка.
- Также запрещается использование компьютеров, телевизоров и других устройств. Словом, многие критикуют систему за то, что игнорируется дошкольное развитие. Дети выходят из школы без представления о реальном мире. С другой стороны, детство человека явно будет окрашено в яркие краски — никакого стресса.
Методика Глена Домана
Педагог считал, что методики раннего развития детей до года очень важна и сказывается на общем интеллектуальном уровне человека. Дошкольное развитие считается основой основ. Особенности:
- Ребята читают, считают, занимаются физической культурой и запоминают голые факты: Доман считал, что именно в этом возрасте скучная сухая информация оседает в памяти наиболее успешно.
- Принцип системы заложен в тематических карточках: на них преподаватель пишет примеры, рисует здания, географические карты, любые предметы и слова. Карточки сортируются по рубрикам и прорабатываются с ребенком. Когда малыш усваивает их, добавляется нечто новое: например, нужно запомнить не только название памятника, но и год постройки.
- Данная система может рассматриваться как методика раннего развития детей до года, а вспомогательный материал любая мама может изготовить самостоятельно.
Методика Николая Зайцева
Он разработал несколько пособий, затрагивающих развитие детей дошкольного возраста: по математике, чтению, письму, изучению иностранного языка. Особенности:
- Ребенок не должен испытывать стресс ни в каком виде, не должен скучать во время уроков.
- Методика Зайцева удовлетворяет потребность малыша в игре — в юном возрасте это абсолютно естественный способ познания окружающего мира.
- Ученик может учиться, играя — самостоятельно или в группе ровесников.
- Урок строится в максимально свободной форме с использованием кубиков, на которых изложена нужная информация. Причем дети могут стоять, прыгать, передвигаться с места на места — им никто этого не запрещает. Главное, чтобы человек проявлял искренний интерес к тому, чем он занят. Однако это вовсе не развлечение: дети постоянно заняты делом, они ищут информацию и стараются применить ее на практике.
- Многие специалисты считают, что методика не всегда эффективна, и малыши усваивают информацию недостаточно точно.
Методика Сесиль Лупан
Она считает, что малыш сначала должен воспринять информацию, а потом уже осознать ее, поэтому со своим чадом нужно разговаривать с первых минут жизни — так, будто он все осознает. Особенности:
- Постепенно непонятный набор звуков начнет обретать конкретный смысл для ребенка. Когда он начнет произносить первые слова, можно начать обучение чтению. Желательно писать на карточках названия простейших предметов, которые окружают кроху (в этом Лупан является последовательницей метода Домана).
- Автор считает, что родительскую опеку следует заменить искренним родительским интересом, который позволит взрослым активно участвовать в развитии малыша.
- Развитие детей дошкольного возраста основано именно на родительском воздействии.
Методика ТРИЗ
Она появилась в педагогическом поле относительно недавно, но уже успела приобрести большую популярность благодаря впечатляющим результатам. Ее автор — ученый из Баку, Генрих Альтшуллер, полагает, что развитие детей дошкольного возраста должно быть основано на развитии фантазии и творческого потенциала ребенка. Особенности:
- Малыши, как правило, занимаются в группах (например, в центрах дополнительного образования) и решают нестандартные задачи регулярно, предлагая свои варианты и методы.
- Учащиеся, скажем, тренируют импровизацию: каждый член группы придумывает свою версию окончания сказки. В игру вступает и соревновательный момент.
- Дети постоянно находятся в напряжении, чтобы выдать новую идею, поэтому в будущем школьное обучение доставляет им меньше проблем.
- Педагог в процессе постоянно направляет умственную активность своих подопечных, используя для этого различные методы: мозговой штурм (подробный анализ исходных данных и принятие окончательного решения), морфологический анализ (ребята рассматривают все возможные варианты решения задачи) и так далее.
- Это неплохое дополнение к основным школьным урокам.
- Если выбрать опытного педагога, то результат не заставит себя ждать: воспитанники этой методики показывали отличные результаты на различных интеллектуальных испытаниях.